Сочинение

С 2014 года для выпускников 11 (12)-х классов написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего общего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. Результатом итогового сочинения или изложения является «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) будут допускаться только выпускники, получившие «зачет».

В 2017-2018 учебном году итоговое сочинение (изложение) проводится:

  • 6 декабря 2017 года;
  • 7 февраля 2018 года;
  • 16 мая 2018 года.

Итоговое сочинение вправе писать:

  1. Обучающиеся 11(12)-х классов.
  2. Выпускники прошлых лет (по желанию, чтобы представить результаты сочинения в вузы): лица, получившие документ о среднем общем образовании (или среднем (полном) общем образовании до 1 сентября 2013 года) в предыдущие годы;
  3. Граждане, получившие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.
  4. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования (СПО).
  5. Обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (обучающиеся с ОВЗ) или дети-инвалиды и инвалиды;

обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

Не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения участники подают заявления:

-обучающиеся 11(12)-х классов (или родители, законные представители) - в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых они обучались;

- выпускники прошлых лет, имеющие документ об образовании, обучающиеся СПО, обучающиеся, получившие или получающие среднее общее образование за рубежом – в органы местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, по месту жительства (сроки участия в итоговом сочинении из числа установленных дат такие лица выбирают самостоятельно).

Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования, и (или) в местах, определенных Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Специалистами Федерального института педагогических измерений представлены тематические направления для написания итогового сочинения в 2017-2018 учебном году:

  • «Верность и измена»,
  • «Равнодушие и отзывчивость»,
  • «Цели и средства»,
  • «Смелость и трусость»,
  • «Человек и общество».

Описание тем:

  • Верность и измена. В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
  • Равнодушие и отзывчивость. Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
  • Цели и средства. Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
  • Смелость и трусость. В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
  • Человек и общество. Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки в 2018 году:

  • обучающиеся, получившие «незачет»;
  • обучающиеся, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований (в случае, если решение о включении процедуры удаления было принято на региональном уровне);
  • обучающиеся и другие категории участников итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
  • обучающиеся и другие категории участников итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении), но не более двух раз и только в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

Документы:

Также с информацией о выпускном сочинении: подготовка, темы, примеры можно ознакомится на сайте ege.edu.ru/ru/classes-11/sochinenie и sochinenie11.ru