Социокультурные истоки

Социокультурные истоки

      









      В посланиях Президента России Федеральному собранию, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральном законе «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, проекте Стратегии воспитания в Российской Федерации (2015–2025 гг.) определен современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

      Именно на воспитание такого гражданина России нацелена образовательная программа «Социокультурные истоки» (общеупотребимое название — программа «Истоки»), которая имеет устойчивую тенденцию к развитию ценностноориентированного пространства, основанного на социокультурном опыте, и дает подрастающему поколению благоприятную среду, из которой можно почерпнуть главное — любовь и уважение к своим родителям, родной земле, богатым духовным и культурным отечественным традициям.

      Авторами программы являются И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук и А.В. Камкин, профессор Волгоградского государственного педагогического университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук.

      Главными задачами программы «Социокультурные истоки» являются:

  • приобщение всех участников образовательных отношений (дети, родители, педагоги) к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
  • организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспитания в семье и дошкольной организации, формирование активной педагогической позиции родителей;
  • развитие социального партнёрства всех участников образовательных отношений;
  • создание условий для развития познавательной сферы ребёнка, где лейтмотивом выступает формирование бережного и созидательного отношения к окружающему миру;
  • формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получать значимые социокультурные результаты;
  • создание условий для первичной социализации ребёнка в окружающем мире; обеспечение преемственности в работе дошкольной организации и школы.

      Содержание программы составляют ценности культуры: мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка, помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.

Логика освоения основных категорий курса «Социокультурные истоки»

младшая группа 3 – 4 года

осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга

средняя группа 4 – 5 лет

происходит первоначальное знакомство с истоками близкой ребёнку социокультурной среды и деятельности в ней человека; дети осваивают категории Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души

старшая группа 5 – 6 лет

обращается внимание детей на ценности внутреннего мира человека; дети осваивают духовно-нравственные категории Вера, Надежда, Любовь, София

подготовительная к школе группа 6 – 7 лет

осуществляется первоначальное ознакомление детей с истоками русских традиций (Слова, Образа, Дела, Праздника) как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей

​Программа «Социокультурные истоки» МКОУ ХМР СОШ с. Кышик дошкольное образование​

Приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18.07.2017 № 1137 Дорожная карта по реализации программы «Социокультурные истоки»